логопеднн

Инклюзивное образование в России

 "Мы просто обязаны,  создать нормальную систему образования для инвалидов, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, и с раннего возраста не чувствовали себя изолированными от общества".

Д.А. Медведев

Инклюзивное образование – не дань моде, и не попытка слепо копировать западные законы. Инклюзия - естественный процесс для развитого и морально здорового государства, ведь мы вместе ходим по одним улицам, подчиняемся тем же законам. Попытки отделить особых детей от обычных, даже только в рамках школьного обучения, создают поле для дискриминации.

Инклюзия - естественный процесс для развитого и морально здорового государства, ведь мы вместе ходим по одним улицам, подчиняемся тем же законам. Попытки отделить оcобыx детей от обычныx, cоздают поле для диcкриминации.
Инклюзивное образование касается не только детей-инвалидов, но и детей с особенностями здоровья, которым по каким-то причинам не оформлена инвалидность.

Сегодня России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всей детской популяции), из них около 700 тыс. составляют дети с инвалидностью . Наблюдается ежегодное увеличение численности данной категории детей. В частности, если в 1995 г. в России насчитывалось 453,6 тыс. детей, имеющих инвалидность, то в 2006 г. их число приблизилось к 700 тыс. человек.
 При этом около 90 тыс. детей имеют нарушения физического статуса, что затрудняет их передвижение в пространстве и доступ к социально-образовательным ресурсам.

Начало изменениям было положено в 2008 году, когда Россия подписала конвенцию ООН о правах инвалидов. Там, среди прочего, говорится о необходимости обеспечения инклюзивного образования на всех уровнях обучения. С этого момента в стране начался полномасштабный эксперимент.  В регионах были опробованы различные модели инклюзивного образования. Наработанный опыт лёг в основу формирования новых образовательных стандартов.

Системное внедрение практики  инклюзивного образования происходит в России крайне медленно и достаточно неравномерно. В отдельных регионах (Москва, Самара, Архангельск) эти процессы значительно продвинулись в своем развитии, в других регионах эта практика только начинает складываться.

В основном это обобщение педагогического опыта, наработанного в российских школах, внедряющих инклюзивные подходы; анализ новых подходов, складывающихся в управлении и финансировании процесса обучения детей с особыми образовательными потребностями.

По данным Министерства образования и науки РФ, в 2008 – 2010 гг. модель инклюзивного образования внедряется в порядке эксперимента в образовательных учреждениях различных типов в ряде субъектов РФ, среди которых:

Москва, Архангельск, Самарская область, столица Республики Бурятия, Ухта (Республика Коми), Республика Карелия (г.г. Петрозаводск, Сортавала), Томск, Воронеж, Санкт-Петербург, Хабаровск, республики Северного Кавказа

Развитие инклюзивного образования в России чаще всего осуществляется в партнерстве государственных структур и неправительственных организаций.  Инициаторами включения  детей  с  особенностями  развития в  процесс обучения  в  систему  образовательных учреждений общего типа выступают  объединения родителей детей с инвалидностью, организации, отстаивающие права и  интересы людей с инвалидностью, профессиональные сообщества и ОУ, работающие в экспериментальном и проектном режиме. 

В настоящее время отношение к детям с ОВЗ заметно изменилось: мало кто возражает,  что образование должно быть доступно для всех детей без исключения,  основной вопрос в том как сделать так, чтобы ребенок с ОВЗ получил не только богатый социальный опыт, но были реализованы в полной мере его образовательные потребности, чтобы участие ребенка не снизило общий уровень образования других детей. Таким образом, вопросы из идеологической плоскости переместились в организационные, научно-методические и исследовательские.

В России, при сформировавшейся и развитой системе специального образования, образовательные потребности этой категории обучающихся удовлетворялись в плане оказания медико-педагогической и социальной помощи, но эта же система ограничивала выпускников в плане социальной интеграции и дальнейших жизненных шансов, приводила к дальнейшей маргинализации молодых людей с инвалидностью.

Кроме того, приоритет развития совместного образования инвалидов и здоровых обучающихся не означает отказа от лучших достижений российской системы специального образования. Мы считаем необходимым  сохранение и совершенствование существующей сети коррекционных учреждений. Помимо того,  для части детей более целесообразным является обучение именно в коррекционном учреждении, такие учреждения на современном этапе могут выполнять функции учебно-методических центров, оказывающих методическую помощь педагогическим работникам общеобразовательных учреждений, психолого-педагогическую помощь детям и их родителям.

Реформирование любой общественной системы, в том числе образовательной, предполагает разработку необходимой нормативно-правовой базы осуществления этого процесса.

Правовая основа обучения детей с ограниченными возможностями

1948 г.Всеобщая Декларация прав человека

1989 г. Конвенция ООН о правах ребенка

1990 г. Всемирная Декларация по образованию для всех

1993 г. Стандартные правила ООН об обеспечении равных возможностей для инвалидов

1994 г. Саламанкская декларация о принципах, политике и практических действиях в сфере образования лиц с особенными потребностями

2000 г. Всемирный форум по образованию

2001 г. Пилотный проект программы «Образование для всех»

2005 г. Конвенция ООН о правах инвалидов

Федеральное законодательство:

1, Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».

2, Закон РФ «Об образовании в РФ», от 29.12 2012 г.

3, Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 №223-ФЗ.

4, (проект) Закон РФ "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)».

5, Протокол №1 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод

6, Постановление правительства РФ от 12 сентября 2008 года №666 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»

Принято считать, что на путь интеграции наша страна вступила в 1971 году, когда Организацией Объединенных Наций была принята «Декларация прав умственно отсталых людей» . Так же фундаментальными законодательными актами в Российской Федерации, образующими основу инклюзивного образования, являются:

Законодательные акты, которые узаконили права детей с ОВЗ на образование, также принятые документы позволили расширить сеть образовательных учреждений, практикующих интегрированное обучение которое позволяет принимать детей с ОВЗ .

Основа инклюзивного образования

В основу инклюзивного образования заложена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям и создает специальные условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

Л.С. Выготский  говорил о том, что главной задачей воспитания ребенка с нарушением развития является его интеграция в жизнь и осуществление компенсаций недостатков средством активизации деятельности его сохранных анализаторов.
Л.С. Выготский одним из первых обозначил важность включение в общество лиц с ОВЗ, однако в России в послевоенные годы стала формироваться дифференцированная система образования для детей с различными нарушениями развития. Система специального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья накапливала необходимую методическую базу, давала своим ученикам комплекс знаний, умений и навыков, необходимых для профессионального образования и предоставлялась возможность работать по нему. Несмотря на это работа в специальных образовательных учреждениях велась по «медицинской» модели образования, а не социальной.

Медицинская и социальная модели детей-инвалидов.

Медицинская модель определяет инвалидность через наличие нарушений здоровья, имеющихся у ребенка. Основное направление деятельности - минимизация нарушений через медицинское вмешательство и терапию.
В рамках социальной модели люди с инвалидностью - это люди с нарушениями, но они являются инвалидами из-за существующих в обществе физических, организационных или отношенческих барьеров, предрассудков и стереотипов. Социальная модель пропагандирует равноправие всех детей и предоставление всем равных возможностей при получении образования, следовательно, для устранения барьеров должны меняться образовательные учреждения, обеспечивая равные права и возможности для всех.

МЕДИЦИНСКАЯ МОДЕЛЬ

СОЦИАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ

Ребенок несовершенен

Каждый ребенок ценен и принимается таким, какой он есть

Диагноз

Сильные стороны и потребности, определяемые самим ребенком и его окружением

Вешание ярлыков

Определение барьеров и решение проблем

Нарушение становится центром внимания

Проведение мероприятий, нацеленных на результат

Оценка потребностей, мониторинг, терапия нарушений

Доступность стандартных услуг с использованием дополнительных ресурсов

Сегрегация и предоставление отдельных, особых услуг

Подготовка и обучение родителей и специалистов

Ординарные потребности откладываются

«выращивание» отношений между людьми

Восстановление в случае более или менее нормального состояния, иначе сегрегация

Различия приветствуются и принимаются. Инклюзия каждого ребенка.

Общество остается неизменным

Сообщество развивается


Переход от интеграции к инклюзии начался в 2001 году и сопровождался принятием ряда важных нормативно-правовых документов. В первую очередь это Постановление правительства РФ от 12 сентября 2008 года №666 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении», которое позволяет принимать детей с ОВЗ и детей-инвалидов в ДОУ различных видов.

В настоящее время дети с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью с согласия родителей и на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии могут поступить в группы компенсирующей и комбинированной направленности дошкольного образовательного учреждения. Так же в 2008 году департамент государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования направлял Методические рекомендации по проведению августовских педагогических совещаний работников образования в рамках темы «Актуальные задачи современной модели образования».В приложении которого представлен комплексный план формирования и реализации современной модели образования и реализации современной модели образования на 2009–2012 годы и на плановый период до 2020 года, где были поставлены задачи, непосредственно касающиеся формирования системы образовательных услуг, обеспечивающих ранее развитие детей независимо от состояния их здоровья .

По этому плану к 2010 году были созданы специальные службы педагогической поддержки раннего семейного воспитания и целевые программы сопровождения детей из семей группы риска.

К 2014 году планировалось обеспечить высокую готовность детей к школьному обучению и их раннюю успешную социализацию, понижение случаев асоциального поведения и в дальнейшем успешную интеграцию. Также в рамках «Модели – 2020» по направлению «Создание условий для обучения лиц с ОВЗ в неспециализированных образовательных учреждениях» были обозначены следующие ожидаемые результаты:

1. К 2016 году в 60% неспециализированных образовательных учреждений должны быть созданы условия для обучения лиц с ОВЗ.

2. К 2020 году доля лиц с ОВЗ, получающих образовательные услуги в неспециализированных образовательных учреждениях, должна достичь 70%.

В настоящее время дети с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью с согласия родителей и на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) могут поступить в группы компенсирующей и комбинированной направленности дошкольного образовательного учреждения.

О том, на какое обучение хотелось бы определить ребёнка, родителям надо обязательно говорить на обследовании ПМПК, иначе комиссия примет это решение по своему усмотрению.

Не стоит бояться, что подобранная программа «не подойдёт». Если ребенок показывает явные результаты, он может быть переведён на более сильную программу, а если не справляется - на более слабую.

Задача родителей – найти образовательное учреждение, в котором созданы те условия, которые необходимы ребенку, или они могут быть созданы.

Если родители затрудняются в выборе, можно идти в школу по месту жительства, так как там не имеют права отказать в приёме ребёнку.

Восемь принципов инклюзивного образования:

1.  Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2.  Каждый человек способен чувствовать и думать;

3.  Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

4.  Все люди нуждаются друг в друге;

5.  Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

6.  Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

7.  Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

8.  Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Ключевые принципы инклюзивного образования:

• Включение всех детей с различными возможностями в такую школу, которую они могли бы посещать, если бы у них не было инвалидности.

• Программы раннего вмешательства осуществляются на основе принципа инклюзии и готовят к интегративному ("комбинированному")  детскому саду.

• Все дети со специальными нуждами в обучении должны иметь право на место в детском саду.

• Количество детей с различными возможностями, обучающихся в школе, находится в естественной пропорции в отношении всей детской популяции этого округа в целом.

• Методология разработана для поддержки в обучении детей с различными способностями.

• Отсутствие «сортировки» и отбраковывания детей, обучение в смешанных группах

• Все дети участвуют во всех мероприятиях,  детского сада и школы (спортивных, представлениях, конкурсах, экскурсиях и пр.) где вся окружающая среда является инклюзивной.

• Индивидуальное детское обучение поддерживается совместной работой учителей, воспитателей, родителей и всеми теми, кто может оказать такую поддержку.

• Эффективность как стиль работы школы, децентрализованные модели обучения

Инклюзивное образование, если оно основано на правильных принципах, помогает предотвратить дискриминацию в отношении детей и поддерживает детей с особыми потребностями в их праве быть равноправными членами своих сообществ и общества в целом.

Ресурсы для успешной инклюзии

Логическое обоснование: Весь коллектив вовлекается в рациональное осмысление инклюзии и тех преимуществ, которые она даёт для всех учеников школы. Обсуждение этих тем ясное и открытое.

Сфера действия: работа по включению начинается с одним-двумя учениками, отслеживаются их успехи и неудачи, постепенно количество включаемых детей возрастает.

Скорость введения: Скорость реализации инклюзивных подходов сильно варьируется в зависимости от школы.

Ресурсы: Необходим нестандартный подход в использовании ресурсов, предназначенных для поддержки инклюзии.

Приверженность идее:  Сотрудничество тех, кто вовлечён в процесс школьной инклюзии, поможет укрепить постоянную приверженность  этой идее всех участников.

Ключевые фигуры:  Сотрудники, играющие ключевую роль в продвижении инклюзии, должны поддерживать равное сотрудничество между всеми  участниками школьного сообщества.

Родители:  Родители воспринимаются в школе как партнёры и соучастники процесса, их знания, опыт, очень ценятся сотрудниками школы.

Руководство: Руководителиоблегчают взаимодействие и сотрудничество всего коллектива и каждого сотрудника по продвижению инклюзии, а также обеспечивают координацию действий.

Отношение к другим школьным инициативам:  Инклюзия является одной из интегральных частей  относительно других школьных инициатив, эти отношения чётко обозначены.

Подготовка кадров

С целью подготовки педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья коллегия Министерства образования РФ приняла решение о вводе в учебные планы педагогических вузов с 1 сентября 1996 года курсов :

• «Основы специальной (коррекционной) педагогики»

• «Особенности психологии детей с ограниченными возможностями здоровья».

• Сразу же появились рекомендации учреждениям дополнительного профобразования педагогов ввести эти курсы в планы повышения квалификации учителей общеобразовательных школ.

Программы обучения

Современное законодательство определяет, что содержание образовательной программы зависит от психофизических возможностей ребенка. То есть, для ребенка с любым диагнозом может быть разработана адаптированная программа, позволяющая ему развиваться в силу своих возможностей в обычной массовой школе.

Такие программы разрабатываются  для групп:

• глухих детей

• слабослыщащих и позднооглохших детей

• слепых детей

• слабовидящих детей

• детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

• детей с тяжёлыми нарушениями речи

• детей с задержкой психического развития

• детей с нарушениями аутистического спектра

• детей с умственной отсталостью

Варианты обучения детей-инвалидов

Помимо инклюзивного образования, в России существуют иные варианты обучения детей-инвалидов:

Спецшколы и интернаты - образовательные учреждения с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданные в целях оказания помощи семье в воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего раскрытия творческих способностей детей. В 2009 году для домов-интернатов начал разрабатываться специальный образовательный стандарт.

Коррекционные классы общеобразовательных школ - форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.  У детей-инвалидов появляется возможность участвовать во многих школьных мероприятиях наравне со своими сверстниками из других классов, дети учатся ближе к дому и воспитываются в семье.

Домашнее обучение - преподаватели образовательного учреждения  посещают ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания. Обучение осуществляется силами педагогов ближайшего образовательного учреждения, однако в России существуют и специализированные школы надомного обучения детей-инвалидов. Домашнее обучение может вестись по общей либо вспомогательной программе, построенной с учетом возможностей учащегося. По окончании обучения ребенку выдается аттестат об окончании школы.

Дистанционное обучение - комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям-инвалидам с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). В ходе учебного процесса проходит как общение преподавателя с ребенком в режиме онлайн, так и выполнение учащимся заданий, присланных ему в электронном виде, с последующей отправкой результатов в центр дистанционного обучения.

На сегодняшний день в России с помощью дистанционного обучения можно получить не только среднее, но и высшее образование - в программы дистанционного обучения активно включились многие отечественные вузы

Особенности обучения.

 Инклюзивным образованием учитывается, что часть детей имеет индивидуальный темп усвоения материала.

Поэтому предусмотрено, что обучение в младших классах займёт не 4, а 5 и 6 лет.
Время обучения в средних классах тоже может быть увеличено на год, а для детей с умственной отсталостью оно удлиниться на срок от 9 до 13 лет.

Сдача, ОГЭ предусматривает замену сочинения на изложение, увеличение времени на подготовку к ответу, и даже сдачу ОГЭ на дому.

Развитие инклюзивного образования в России чаще всего осуществляется в партнерстве государственных структур и неправительственных организаций. Инициаторами включения детей  с особенностями развития в процесс обучения в систему образовательных учреждений общего типа выступают объединения родителей детей с инвалидностью, организации, отстаивающие права и интересы людей с инвалидностью, профессиональные сообщества и ОУ, работающие в экспериментальном и проектном режиме. 
Таким образом, мы видим, что инклюзивное образование в России прошло долгий путь от момента обоснования его значимости Л.С. Выготским до создания нормативно правовой базы и непосредственной реализации инклюзивного образования. Несмотря на то что многое уже сделано для полноценной реализации инклюзивного образования, сделать предстоит еще больше…

 


Список литературы

1. АлехинаС.В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании / С.В. Алехина, М.Н. Алексеева, Е.Л.Агафонова // Психологическая наука и образование. –2011. – №1. – С. 83–92.

2. БелековаЛ.Ю.Инновационные подходы к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья: от интеграции к инклюзии / Л.Ю. Белекова // Интеграция образования. – 2011. – №1. – С. 59–64.

3. Битов А.Л. "Особый ребенок исследования и опыт помощи" проблемы интеграции и социализации,М.: Правда, 2000,С.254

4. Риезер Р., Котов В. "Медицинская и социальная модели инвалидности",- РОООИ "Перспектива", 2000.

5. РяписоваА.Г. Подготовка кадров для инклюзивного образования: опыт г. Москвы, Новосибирской и Челябинской областей / А.Г. Ряписова, Е.В. Самсонова, И.М. Яковлева.

6. Самсоновой Е.В. Российские и зарубежные исследования в области инклюзивного образования / Под ред. Е.В. Самсоновой, В.Л. Рыскиной. – М., 2012.

7. УфимцеваЛ.П. Особенности становления интегрированного и инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья / Л.П. Уфимцева, О.Л. Беляева // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. – 2013. – №2. – С. 126–130.

8. ЧеркесоваБ.А., Лобова О.Б. Актуальные задачи реализации современной модели образования в многонациональном регионе / Б.А. Черкесова, О.Б. Лобова // Международный журнал экспериментального образования. – 2009. – №5. – С. 57–61.

9. Шварц С. "Пересматривая наше понимание инклюзии и определяя ее значение для детей". Материалы Национальной Недели инклюзивного образования США, 2001

10. Саламанкская декларация, http://www.eenet.org.uk.

9 января 2017 в 23:50

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.